Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
Показать все

Психолого — педагогическое сопровождение

Психолого – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ

 

Для детей дошкольного возраста (5 — 8 лет), в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья, характерны следующие виды деятельности: игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно — исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально — ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребёнка.

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению образовательных областей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместная партнерская деятельность взрослого с детьми и свободная самостоятельная деятельность детей.

Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей — осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения ООП ДО и решения конкретных воспитательно-образовательных и коррекционно — развивающих задач. 

 

Образовательная деятельность по профессиональной коррекции с детьми, которые имеют речевые нарушения и требуют психологической коррекции, осуществляется посредством Адаптированной основной образовательной программы, разработанной на основе программ дошкольного образования учреждений комбинированного вида для детей с нарушением речи и  программ коррекционно — развивающей направленности.  В качестве дополнения к АОП ДО используются:

         — Рабочая программа учителя — логопеда для детей с ОВЗ (ТНР — ФФНР);

         — Рабочая программа учителя — логопеда для детей с ОВЗ (ТНР — ОНР);

         — Рабочая программа педагога – психолога;                  

         — Рабочая программа музыкального руководителя;

          -Рабочая программа инструктора по физической   культуре;

          Формами организации образовательной деятельности с детьми являются подгрупповые занятия, занятия малыми подгруппами (по 2-3 ребенка), индивидуальные занятия. Реализация этих форм предполагает оказание адекватной и эффективной коррекционной помощи каждому ребёнку с особыми образовательными потребностями группой специалистов ДОУ.

Образовательная деятельность с детьми ОВЗ строится исходя из учебного плана ДОУ и общей схемы образовательной деятельности ДОУ для старшей и подготовительной группы.

Специалисты ДОУ организуют, проводят и координируют коррекционно-развивающую, профилактическую и образовательную деятельность. Территориальная  психолого-медико-педагогическая комиссия (ТПМПК) определяет сроки коррекционно-развивающей работы индивидуально по отношению к каждому ребёнку. Решение о направлении детей в течение года на ТПМПК осуществляется на основании психолого-медико-педагогической комиссии МДОУ.

Комплектование и выпуск воспитанников МДОУ на логопункте осуществляет ТПМПК.

Система взаимодействия воспитательно-образовательной и восстановительной работы направлена на коррекцию психофизических и речевых недостатков и оказание помощи детям разных категорий нарушенного развития в освоении Программы. Достижение цели обеспечивается своевременным терапевтическим воздействием, постановкой широкого круга образовательных, воспитательных, коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется на специальных коррекционно-развивающих занятиях, созданием единого охранительного режима в детском саду и семье (в единстве образовательных и развивающих подходов в воспитании). Ведущая роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит педагогу-дефектологу и воспитателю.

Диагностическо — консультативное направление работы основывается на основополагающем принципе дефектологии – принципе единства диагностики и коррекции. Реализация принципа обеспечивается комплексным междисциплинарным изучением и динамическим наблюдением за развитием ребёнка специалистами психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПк) ДОУ. Исследования проводятся в сентябре, январе (по требованию) и мае. Итогом изучения ребёнка являются рекомендации, с учётом которых на каждого ребёнка составляется программа, обеспечивающая индивидуальный подход в организации коррекционно-развивающей работы с ним.

Комплексный подход при коррекции нарушения темпов психофизического развития обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми групп компенсирующей направленности.

Созданная и функционирующая система взаимодействия специалистов образовательного учреждения направлена на:

  • Обеспечение всестороннего развития всех воспитанников.
  •  Сохранение        и       поддержание       психического      здоровья    каждого воспитанника.
  •  Совместное планирование с учителем-дефектологом, учителем — логопедом и другими специалистами и организация совместной деятельности.
  • Участие в составлении индивидуальных программ воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
  •  Динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников.
  •  Соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальных маршрутов развития детей с ОВЗ.
  •  Обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с отклонениями в развитии с учётом рекомендаций специалистов.
  •  Консультирование родителей (законных представителей) детей с отклонениями в развитии по вопросам воспитания ребёнка в семье.  

Характеристика  форм работы с детьми с ОВЗ:

 Коррекционное направление образовательной деятельности обеспечивают: воспитатели, учитель-логопед, педагог — психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Координирует действия специалистов ПМПк (психолого — медико — педагогический консилиум)  МДОУ. 

Индивидуальное          сопровождение   ребёнка      направлено         на предупреждение трудностей в обучении и оказание помощи в их преодолении, всестороннее развитие его задатков, способностей и осуществляется в несколько этапов:

  • 1 этап: сбор информации о ребёнке;
  • 2 этап: анализ полученной информации;
  • 3 этап: совместная выработка рекомендаций для ребёнка;
  • 4 этап: консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребёнка;
  • 5 этап: решение проблем,  выполнение рекомендаций всеми службами сопровождения;
  • 6 этап: анализ выполненных рекомендаций всеми участниками;
  • 7 этап: разработка индивидуального маршрута дальнейшего развития ребёнка.

     Подготовка к школе детей с ОВЗ осуществляется с целью помочь им на начальной ступени обучения освоить необходимые знания, умения и навыки, способы учебной работы и адаптироваться в традиционной системе обучения. Формирование дошкольных знаний и представлений рассматривается не как самоцель, а как одно из средств психического развития ребёнка и воспитания у него положительных качеств личности. В детском саду решаются следующие блоки задач: диагностические, воспитательные, коррекционно -развивающие, образовательные.

     В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-педагогического изучения ребёнка, с целью уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно -воспитательного процесса, а также определение эффективности реализации индивидуальной программы развития  (ИПР) ребёнка. Сюда входит изучение состояния его здоровья (медицинское), выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития познавательной и эмоционально-личностной сфер (психологическое изучение), изучение социальной ситуации развития ребенка. Занятия психолога раскрывают потенциальные возможности ребёнка, развивают психические процессы, помогают снять напряжение: дети становятся более спокойными, уравновешенными, доброжелательными. Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка и его семьи, на становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных качеств. Блок образовательных задач направлен на формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности. Важной задачей является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных способностей и возможностей каждого ребёнка. Коррекционный блок задач предполагает комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование ведущего вида деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития. Коррекционно — развивающее направление реализуется взаимодействием в работе воспитателей, логопеда, психолога и других специалистов образовательного учреждения.

     Вся коррекционно-воспитательная работа осуществляется под руководством педагога — психолога, на логопункте под руководством учителя-логопеда в тесной взаимосвязи с воспитателем и другими специалистами ДОУ. Подгруппы организуются с учетом уровня актуального развития детей и имеют   подвижный состав. Занятия учителя-логопеда с детьми по подгруппам чередуются с занятиями воспитателей по разделам: рисование, лепка, аппликация; конструирование, ручной труд. Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре проводят занятия с целой группой детей по музыкальной и двигательной деятельности. Коррекционная направленность занятий обеспечивает детям овладение первоначальными знаниями, умениями и навыками, а также способствует развитию высших психических функций (ВПФ): восприятия, внимания, мышления, памяти, речи. Пребывание в специальных условиях способствует эффективности развития игровой деятельности детей, их личности (интересах, мотивации учения, взаимоотношений и общения). Сентябрь и июнь отводится всеми специалистами для углубленной диагностики. В конце сентября специалисты психолого-медико- педагогического консилиума (ПМПк) МДОУ совместно с воспитателями обсуждают результаты обследования детей и обсуждают план работы групп на предстоящий учебный период. В конце учебного года проводится заседание ПМПк по результатам итоговой диагностики развития детей и определения эффективности работы всех специалистов.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ — ЛОГОПЕДА 2015 — 2016 учебный год

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПк 2015 — 2016 учебный год

ОТЧЕТ ПО ОКАЗАНИЮ КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГО — МЕДИКО — ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ 

Информация по детям ОВЗ и детям — инвалидам на сентябрь 2016г

 

Формы работы с детьми с

ограниченными возможностями здоровья

Формы работы Характеристика
Непосредственно образовательная     деятельность 

 

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности

Специально подготовленные педагогами (педагогом — психологом, воспитателем, музыкальным руководителем) занятия коррекционно -развивающей направленности для детей с задержкой психического развития, учитывающие: программные требования к организации процесса обучения и воспитания к организации процесса обучения и воспитания дошкольника, структуру   дефекта,   возраст   и   индивидуальные   особенности каждого ребенка.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов Организация     активного    целенаправленного    взаимодействия педагога с детьми на занятиях, в игре, в бытовой и общественно- полезной работе с целью достижения результата, отвечающего реализации потребностей каждого участника совместной деятельности, на основе формирования и развития меж индивидуальных связей.
Самостоятельная деятельность детей Формирование специальных условий в процессе коррекционного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья по закреплению и дальнейшему использованию навыков самообслуживания, общения и регуляции поведения, ориентированное на повышение их адаптационных способностей и расширение жизненного опыта.
Взаимодействие с семьями детей Организация    наглядной   агитации   для    родителей,   согласно плану деятельности МДОУ  на учебный год, проведение групповых и общих родительских  собраний,  осенняя  ярмарка. Функционирование клубов для родителей, проведение спортивных мероприятий («Мама, папа, я – дружная семья»). Оказание помощи родителям при создании условий на площадках в зимний и летний периоды. Проведение (1 раз в квартал) заседаний родительского комитета. Консультации и рекомендации по проведению работы с ребенком дома, для закрепления тех или иных знаний, умений и навыков.

 

Распределение функций между воспитателями и специалистами коррекционного направления представлены в схеме образовательной деятельности.

Педагог — психолог планирует и проводит коррекционные занятия в подгруппах и индивидуально, консультирует родителей, согласовывает план работы воспитателей и узких специалистов. Воспитатель – формирует у детей культурно-гигиенические навыки; организует игровую, трудовую, физическую     деятельность     детей,     непосредственно     образовательную  деятельность, обеспечивает присмотр и уход за детьми. Музыкальный руководитель – проводит музыкальные занятия, готовит детей к участию в развлечениях.   

 

 

Формы образовательной деятельности

Режимные моменты Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные Подгрупповые

Формы работы

•    Игровая беседа с элементами движений

•    Интегративная деятельность

•    Утренняя гимнастика

•    Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера

•    Игра

•    Контрольно-диагностическая деятельность

•    Экспериментирование

•    Физкультурное занятие

•    Спортивные и физкультурные досуги

•    Спортивные состязания

•    Проектная деятельность

Игровая беседа с элементами движений

Интегративная деятельность

Утренняя гимнастика

Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера

Игра

Контрольно-диагностическая деятельность

Экспериментирование

Физкультурное занятие

Спортивные и физкультурные досуги

Спортивные состязания

Проектная деятельность

Во всех видах самостоятельной деятельности детей

 Двигательная активность в течение дня

Игра

Утренняя гимнастика  Самостоятельные спортивные игры и упражнения

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Виды технологий Время проведения в режиме дня Методики и особенности проведения
Динамические паузы или физкультминутки Во время занятий 2-5 минут, по мере утомляемости детей Рекомендуется для детей всех возрастных групп в качестве профилактики утомления.

Могут  включать  в  себя  элементы гимнастики  для  глаз,  дыхательной гимнастики, пальчиковых игр и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные       и спортивные игры Часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе –   игры   с   разной   степенью подвижности.

Ежедневно

 

 

 

Игры подбираются в соответствии с возрастом и состоянием здоровья ребенка, местом и временем проведения. Используются элементы спортивных игр
Релаксация В любом помещении, зависимости от состояния детей и целей.

 

Использование спокойной классической музыки, запись звуков природы, стихотворные тексты.
Пальчиковая гимнастика индивидуально, подгруппами. Рекомендуется  для детей    всех  возрастных групп, особенно для детей с речевыми патологиями. Проводится в любой удобный отрезок времени: до завтрака, обеда, во время физкультурных пауз, на улице.
Гимнастика для глаз 2-3  раза  в  неделю,  в  любое свободное время, в зависимости от  интенсивности зрительной нагрузки Рекомендуется               использовать

рекомендации и наглядный материал для снятия зрительной нагрузки, показ педагога.

Дыхательная гимнастика В           различных

формах физкультурно- оздоровительной работы

Обеспечить                  проветривание помещения, обязательная гигиена полости носа перед проведением процедуры, наличие специальных пособий, показ педагога.

Имеется        картотека             дыхательных упражнений.

Корригирующая, бодрящая гимнастика Ежедневно    после  дневного сна, 5-10 минут. Форма проведения: группа, физкультурный  зал,  использование специального               оборудования, музыкальное сопровождение. Обязательное проветривание и влажная уборка помещения, облегченная одежда.

Каталог корригирующих упражнений.

 

Утренняя гимнастика длительность гимнастики в зависимости от

возраста

Рекомендуется   для   всех   детей,   с музыкальным сопровождением, с подбором упражнений, согласно возраста, с включением танцевальных движений, дыхательных упражнений,  логоритмических упражнений .

Составлены каталоги        утренних гимнастик.

Музыкотерапия В процессе ОД по музыкальному развитию, для засыпания, пробуждения детей, в течение дня в ходе любых режимных моментов и в процессе всех НОД по мере необходимости Используется в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний

Особенности организации развивающей предметно — пространственной среды с детьми ОВЗ

Коррекционно — развивающая работа педагога — психолога с детьми с ОНР»

«Сказочное путешествие». Мастер — класс педагога — психолога Мамасуевой Ю.Н.